15:18 

"Попса" vs "вещь для тонких ценителей"

Hanai
Sora sora sora sora sora!!

Давно заметил такую любопытную особенность человеческой психики, как тяготение к "элитарности". Каждый человек (если он не овощь), хочет как-то выделяться, если не для чужих глаз, то хотя бы в самосознании. Все слышали о пресловутой "серой массе" людей. Но где они? Если будешь искать, днем с огнем не сыщешь. По крайней мере, если поспрашивать людей, так никто не будет себя считать массовым потребителем и жалким обывателем. В принципе, каждый человек - в какой-то степени индивидуален и обладает оригинальными предпочтениями. Дело в том, что многие сферы его интересов абсолютно идентичны с аналогичными сферами окружающих его людей. Вот и происходит неосознанное объединение людей в группы.

Взять, к примеру, аниме. Тут очень легко проследить гибкую, постоянно размывающуюся границу между "попсой" и "элитным, не для широких масс". Аниме еще не так давно (лет десять-пятнадцать назад) было не столь распространено, как сейчас и уже само по себе было окружено некоей уникальностью. Мало кто смотрел его и почти смотрящие осознавали, что мало кто его смотрит. Это уже отделяло их от "остальных". Называть себя анимешником тогда - был своеобразный вызов обществу. "Да, мне нравится аниме и я его смотрю именно поэтому. А вы все идите в задницу". Можно было об этом даже не кричать, если ты знал какого-то товарища-фаната аниме, ты знал, что в вас обоих живет некое внутреннее стремление к аниме, делавшее вас особенными и достаточно было просто это знать. Еще четче была граница раньше, когда аниме можно было смотреть лишь в видеосалонах.

Сейчас же аниме довольно популяризировано и уже совершенно не обладает аурой исключительности. Теперь аниме делится на жанры (оно и раньше делилось, но мало кто на это обращал внимание), у каждого есть свои фанаты и противники. Раньше привлекать в аниме-культуру других людей было делом чести любого анимешника. Сейчас же это палка о двух концах, даже если это касается просто привлечения другого анимешника к фанатскому кругу какого-либо отдельного произведения или даже просто персонажа. Ведь, чем больше сторонников у чего-либо, тем меньшей долей от этих сторонников являешься ты сам. В то же время, при уменьшении сторонников, ты испытываешь сильное огорчение - ну как же так, твоя любимая Аянами Рэй, а ее поливают грязью какие-то выскочки. Получается такая ситуация, в которой ты желаешь, чтобы любимая тобой вещь одновременно была популярна (т.е. все осознают, как она бесподобна) и непопулярна (так как в противном случае, ты как бы являешься лишь одним из многих, а так ты можешь смело называть себя "единственным в мире фанатом ниндзя/Властелина Колец/рок'н'ролла").

Все это относится и к музыке. "Олдскульные" металлисты презрительно открещиваются от новоявленных 15-летних фанатов тяжелого рока, которых сами же и привлекли своим поведением. При большом количестве фанатов на единицу искусства, моральная ценность этого искусства постепенно понижается. Можно назвать исключениями, к примеру, известные картины. Но ситуация была бы точно такой же, если бы у них не было "оригинала". Если бы пресловутую Мону Лизу при этом распечатывали бы на плакатах в каждой второй квартире, считалась бы картина уникальной? Люди-то на выставки зачастую и ходят для того, чтобы, так сказать, причаститься к оригиналу, чтобы "не как все остальные, которые не видели и поэтому лохи, а мы не такие".

Подобное изменчивое состояние я испытал и испытываю сейчас в связи с одним небольшим событием. Я играю в Стрит Файтер 3.3 за Макото и она мне как персонаж очень нравится. Давно играю и считаю, что вроде бы неплохо с этим справляюсь. Когда выходил Стрит Файтер 4, я ждал и надеялся, что "может быть там она будет!". Вот тогда поиграю! Ее не было. Посокрушался я, попечалился, да и удалил через время СФ4. И вот анонсировали Супер Стрит Файтер 4. И пообещали, что в этой части Макото будет! Довольно расплывчато так пообещали, долго было неясно, будет ли она там или все таки не будет. Наконец, ССФ4 выходит и она там есть! Радости полные штаны. На форумах обсуждение, каким же персонажем она будет, High tier (сильный во всех отношениях персонаж) или Low tier (относительно слабый персонаж). Это тоже все расплывчатые и спорные рейтинги, но тем не менее очень важные. Ведь они определяют популярность персонажа. И вот у меня внутреннее желание - пусть лучше будет low tier! Тогда за нее будет играть меньше людей, мне будет легче себя осознавать любителем этого персонажа. Надо сказать, в СФ3.3 очень мало игроков за Макото, что меня радует. Но тем не менее, она там является довольно сильным бойцом, одним из лучших. И вот когда наконец определились с предварительными рейтингами, игроки начали писать что-то вроде "да, я так и знал, не персонаж, а отстой!", "против шотосов не попрет!", "bottom tier!" и т.п. Короче, low. Вроде бы и хорошо, но обидно же! Хочется, чтобы любимый персонаж был "самым-самым"! Но, в то же время, будь Макото самой-самой, за нее повалила бы играть толпа хомячков лишь потому, что ей легче побеждать. Лишь потому, что популярна. Но это не так и за нее опять играет мало людей. Это должно меня радовать, но что-то грызет внутри.

То же самое можно сказать про, к примеру, Наруто. Известный бренд, с огромным количеством поклонников. Начинался отлично, было много годных фанатов. А что теперь? Сам сериал скатился, а среди фанатов большую часть составляют так называемые муняхи, смотрящие Наруто потому, что другие смотрят. Начни сейчас кто-то смотреть Наруто с первого сезона, случайно на него наткнувшись, что тогда? Ему понравится, он будет смотреть до конца хотя бы первый сезон, но что про него скажут другие анимешники? "А-а-а, очередной нарутард...". Многие бросают что-либо смотреть/слушать/читать лишь затем, чтобы их не причислили к "серой массе". Ощущать себя частью небольшой группы намного лучше, чем большой, с эстетической точки зрения. Вот так и получается, что попсовость чего-либо в последнюю очередь зависит от качества. Получается не очень приятный алгоритм: хорошая вещь->популярность->попсовость->качество снижается. Почему снижается? Потому, что, во-первых, вещь популярна в изначальном виде, прогрессировать рискованно - можно потерять аудиторию, а следовательно деньги, а во-вторых, если уж вещь и изменяют, то лишь в сторону предпочтений наибольшего процента поклонников, чтобы этих поклонников приумножить (а так как основная часть известно кто - качество постепенно сводится к посредственности).

@музыка: Pink Floyd - Another Brick In The Wall

@темы: Мыслью по древу

URL
   

Haruki no dojo

главная